На полях Ростовской области продолжается массовая гибель зверей и птиц от отравления ядовитыми приманками для грызунов. В охранной зоне заповедника "Ростовский" найдены трупы пролетных лебедей кликунов, внесенных в Красную книгу РФ малых лебедей, особи глобально угрожаемого вида гуся пискульки.
Особо охраняемые природные территории в долине Западного Маныча уже ряд лет фактически являются для перелетных и оседлых птиц и зверей не зоной безопасностью а долиной смерти. И пока конца этому не видно. О последствиях прошлогодней "борьбы за урожай" я писал ранее в СМИ. Виновных не выявлено, или их не пытаются выявлять (хотя что там "выявлять"? Достаточно пройти по полям, чтобы все стало ясно). Приведу текст моей статьи о результатах борьбы за урожай в прошлом году .
Не хлебом единым
«В правильном переводе фраза Христа «Не хлебом единым» звучит так: сельскохозяйственная культура – это вспомогательное средство для того, чтобы возделывать душу. Если же мы начинаем с хлеба и кончаем хлебом, мы попадаем в заколдованный круг».
Михаил Казинник
Экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также осу-ществление иных действий, способных вызвать экологическую ката-строфу. В научный оборот термин «экоцид» был введён А. Гальфсоном в 1970 году для характеристики действий армии США в ходе войны во Вьетнаме.
То, что происходит на полях Юга России, включая Ростовскую область, можно назвать экологической катастрофой. Тысячи и тысячи птиц и зверей уже погибли и будут продолжать гибнуть от применения на полях родентицидов (химических средств борьбы с грызунами). За четверть века существования заповедника «Ростовский» такого еще не было: весной 2022 года на острове в охранной зоне, где расположены гнездовые колонии многих видов птиц найдено более 500 мертвых чаек хохотуний. И 64 по-гибших черноголовых хохотунов – представителей вида, внесенного в Красную книгу России. Погибшие чайки лежали на гнездах с кладками. Таким образом, при средней величине полной кладки 4 яйца, общая гибель особей вида, внесенного в Красную книгу может быть оценена не менее чем в 320 особей.
Среди цветущих тюльпанов, которыми так гордится наша область, что ежегодно проводит фестиваль экологического туризма «Воспетая степь», сотрудники заповедника находили мертвых журавлей, сов, зайцев, лисиц. Долина Западного Маныча служит визитной карточкой сохранения нетронутых степных экосистем двух субъектов РФ: Ростовской области и Республики Калмыкия. Не случайно именно здесь созданы два биосфер-ных заповедника – заповедник «Ростовский» и орнитологический филиал заповедника «Черные земли».
Такой концентрации на гнездовании редких видов птиц не найти более на всем Юге России. Сколько издано красочных альбомов, снято фильмов и телевизионных передач. Сколько красивых слов сказано руководителями всех уровней о необходимости «сохранить для будущих поколений природные богатства родного края». Упомянутый фестиваль признан мероприятием федерального уровня!
Казалось бы, при столь бережном отношении к природному наследию, то, что происходит на полях, должно вызвать возмущение всемогущего руководства. Ан нет. Строгость природоохранного законодательства не распространяется на главных участников хозяйственной деятельности в наших степях – аграриев, занимающихся производством зерна. Давно известно, что перед законом все равны. Но некоторые – равнее.
Можно представить, с какой силой обрушился бы праведный гнев правоохранительной системы, если бы был задержан селянин с ружьем, застреливший пару птиц, относимых к виду, внесенному в Красную книгу. Но когда речь идет о сотнях и тысячах гибнущих диких животных – виновных нет. Или их пытаются искать совсем в «другом поле».
Во всем виноваты симпатичные растительноядные зверьки, размером не больше домовой мыши – общественная и обыкновенная полевки. Это – самые массовые виды грызунов, обитающие на юго-востоке Ростовской области и сопредельных регионов. В условиях дикой природы в среднем раз в четыре года численность полевок доходит до максимального значения – «пика», за которым в норме следует глубокий спад и популяция зверьков оказывается в депрессии.
В общих чертах механизм этих колебаний можно объяснить тем, что при высокой численности среди грызунов возникают эпизоотии – инфекционные заболевания, «выкашивающие» миллионы особей. Оставшееся минимальное поголовье даже при высокой скорости размножения несколько лет медленно восстанавливает численность.
Во время «пика численности» грызунов в места их массового размножения слетаются дневные хищные птицы, совы, увеличивается количество лисиц, корсаков, ласок. Даже те виды зверей и птиц, которые в другое время редко охотятся на полевок, переходят на питание массовым и легко доступным кормом.
Так произошло и в прошлом году. Необычно высокая плотность на гнездовании болотных сов, большие выводки у лисиц и корсаков, самки которых, будучи в хорошей упитанности приносили многочисленное потомство, цапли, крупные чайки хохотуньи, журавли, стрепеты – все кормились бурно размножившимися полевками.
Даже краснокнижные черноголовые хохотуны, в обычное время пи-тающиеся почти исключительно рыбой, не обошли вниманием доступный калорийный корм. За что и поплатились. Анализ содержимого погадок этих чаек, собранных на гнездовой колонии, показал, что часть птиц поедала грызунов.
Что же не так в системе полеводства, ведь все средства борьбы с вредителями сертифицированы и проверены на безопасность для «нецелевых видов» (так на языке сельскохозяйственной науки именуют всю дикую фауну, кроме вредителей полей)? Может быть, дело в нарушении регламента применения отравленных приманок? По логике здравого смысла ситуация требует строгой проверки выполнения технологии внесения пестицидов. Что, исходя из того же здравого смысла, должно происходить регулярно, так как родентициды представляют угрозу не только для зверей и птиц, но и для людей.
Показательно, что массовая гибель диких животных на полях происходит не впервые. В 2020 году в тех же местах вблизи обработанных по-лей было собрано 15 отравленных журавлей, найдены мертвые филины, совы, орлан белохвост, чайки, зайцы, лисицы. Два года назад численность общественной полевки оказалась столь же высока. Но ведь зоологическая наука утверждает, что между пиками должно пройти не менее четырех лет! Что-то меняется в природе, или физиологии самих полевок?
На этот вопрос постараюсь ответить чуть позже. Сейчас укажу, что на обработанных полях было обнаружена открыто рассыпанная зерновая приманка. А на краях полей – кучи отравленной приманки, доступные для «всех желающих». Налицо грубейшее нарушение технологии внесения, требующей закладки приманки в норы с их последующим затаптыванием. Несмотря на обращения администрации заповедника, виновные практически избежали наказания. Безнаказанность, как известно, приводит к новым преступлениям.
Вернемся к нашим полевкам. В охотоведении известно, что числен-ность зверей – объектов охоты также подвержена периодическим колебаниям. Чтобы не дать популяции вида - охотничьего ресурса – упасть в депрессию, необходимо «срезать пик», то есть своевременно собирать урожай путем рациональной охоты. Таким образом можно поддерживать высокую численность охотничьих животных сколь угодно длительное время. Это – азбука охотоведения.
Видимо, нечто подобное происходит с полевками: вытравливание на полях снижает численность видов. Но на рядом расположенных забурьяненных стациях и пастбищах остаются острова высокой плотности, с которых грызуны быстро заселяют поля. Таким образом, регулярно вытравливая вредителей, полеводы обеспечили их высокую численность с регулярностью не в четыре, а в два года.
В текущем году уже объявлено о высокой плотности населения вредителей и возможном подорожании зерновой продукции ввиду грядущих затрат на борьбу с ними. Выходит, добились стабильно высокой численности грызунов практически ежегодно. И массированное применение родентицидов только возрастет.
Сакраментальные вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» Виновными в сложившейся ситуации объявлены… охотники. Областное общество охотников, поднявшее вопрос о нанесении ущерба ресурсу отрасли оказалось не потерпевшей стороной, а виновником ситуации. Так трактует положение Представление межрайонной природоохранной прокуратуры.
Сомнительно, что такая реакция правоохранительных органов может способствовать недопущению впредь массовой гибели животных на полях. Скорее, она является предупреждением всем недовольным: помалкивайте, и не мешайте аграриям зарабатывать. А гибелью тысяч объектов животного мира можно пренебречь. Как и риском для здоровья людей.
Между тем, ситуация давно вышла за рамки отдельных субъектов федерации. Журнал «Охота и охотничье хозяйство» в номере 2 за текущий год опубликовал статью профессора, Заслуженного эколога России Анатолия Кудактина под заголовком «Кто ответит за экоцид на Юге России?»
Автор обращается с открытым письмом к губернатору Краснодарского края. Вопросы, адресованные к Главе субъекта федерации таковы:
«1. Насколько обосновано применение ядохимикатов?
2. Есть ли исследования эффективности их применения?
3. Какова разница урожая зерновых на полях, где яды не использовались, и после их применения?
После дождей яды смываются в почву и через корневую систему растений попадают в зерно, и далее идет цепная реакция – перманентное отравление людей, т.е. потенциальная угроза геноцида».
Исследования, проведенные старшим научным сотрудником института проблем экологии и эволюции Российской академии наук, к.б.н. Анной Шубкиной показали, что родентициды бромдиалон и бродифакум пе-редаются по пищевым цепям, что подтвердили вскрытия погибших зверей и птиц из Краснодарского края.
Этот же автор приводит сведения о массовом отравлении людей под-солнечным маслом (80 установленных пациентов) в Самарской и Ульяновской областях. Масло было изготовлено из семян подсолнечника, обработанных родентицидами.
Приведенные факты свидетельствуют о реальной опасности приме-нения родентицидов для людей, потребляющих продукты, изготовленные из зерна, выращенного на обработанных ими полях.
Проблема массовой гибели животных на полях от родентицидов не нова. Почти 50 лет назад при написании курсовой работы по теме «Серая куропатка и ядохимикаты», мне пришлось обратиться к данным по применению фосфида цинка в отдельных административных районах и в целом по Ростовской области.
Эти данные было нетрудно получить в областной станции защиты растений. В настоящее время прозрачности в применении химических средств на полях нет. Каждый владелец полей самостоятельно приобретает и использует их практически бесконтрольно. И, как видно из сложившейся ситуации, не несет никакой ответственности за последствия. Сохранение такого положения неминуемо приведет к дальнейшей массовой гибели объектов дикой фауны, а, возможно, и массовым отравлениям людей.